Персональный сайт воспитателя Михайловой Анастасии Тимофеевны

Отчет по самообразованию воспитателя Михайловой Анастасии

 Отчет по самообразованию за 2013-2014г.

воспитателя старшей группы Михайловой А.Т.

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В 2010 году мною была взята тема по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». В самом начале я исследовала развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, мною была создана картотека  сенсорных игр для детей младшего дошкольного возраста. Я обобщила и представила свой опыт работы на уровне ДОУ и района. В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и поэтому продолжаю развивать свою тему по самообразованию в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом я углубила и конкретизировала проблематику своей темы по самообразованию – «Развитие сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

 Актуальность  моей работы заключается в следующем:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

 В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

 В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

 В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется  освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

Изучив литературу, определила цель и задачи своей  работы.

Цели:

-Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

-Изучить возможности использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

 - продолжать  развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста;

 - изучить литературу по данной теме;

 -  проанализировать содержание дидактических игр в старшем дошкольном возрасте;

- выявить специфику руководства дидактическими играми старших дошкольников;

- создать картотеку дидактических игр по сенсорике для старшего возраста;

Объект  исследования.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим в старшем дошкольном возрасте.

Предмет  исследования.

Методика руководства дидактическими играми.

Гипотеза исследования.

Ознакомление с окружающим будет более эффективно, если использовать систему дидактических игр.

 Приступая к работе над проблемой «Развитие, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

 Работу проводила поэтапно:

 - на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).

 - на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.

 - на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста в детском саду», «Развитие сенсорных способностей детей в семье». Родители активно принимали участие в созданию игр по сенсорике.

Были использованы следующие средства:

 -Совместная деятельность воспитателя с детьми;

 -Самостоятельная деятельность детей;

 -Предметно-развивающая среда.

 Применяла такие методы:

 -словесные,

 -наглядные,

 -практические,

 -игровые.

 Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

 • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;

 • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

 • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

 • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .

На протяжении всего учебного года дети  посредством подобранных мною дидактических игр совершенствовали умения  выполненять действия с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.

   Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов в окружении. Учила ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения.

Были изготовлены следующие игры-пособия: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».

 Были изготовлены для детей следующие игры: «Спрячь мышку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты»…

 Мною были подобраны дидактические игры и создана картотека игр.

Подбор дидактических игр по разным разделам программы для детей старшего дошкольного возраста.

У детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт.  В связи с воспитательно-образовательными задачами, содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью.

В разделе «Ознакомление с окружающим» определены следующие задачи:

- расширение представлений об окружающей действительности;

- закрепление знаний о труде взрослых;

- уточнение представлений о предметах и их признаках.

 Для решения этих задач организуются соответствующие дидактические игры.

В играх «Путешествие в страну вещей», «Похож – не похож», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.

   Со старшими дошкольниками проводится много игр с целью закрепления знаний о труде взрослых.

 Так, например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде взрослых реализуются в игре «Где мы были  мы не скажем, а что делали покажем».

 В дидактической игре «Кому что нужно» закрепляются знания об орудиях труда, воспитывается интерес к труду взрослых.

   А в играх «Из чего и кем сделано?», «Кем  быть?» углубляются и закрепляются знания старших дошкольников о сельскохозяйственном труде, воспитывается уважение к труженикам села.

  В программе в разделе по «Ознакомлению с природой» ставятся задачи: расширения и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.

Для реализации этих задач с детьми проводятся следующие дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Что где растет?».

Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.

 В игре «Вершки – корешки» дети закрепляют знания об овощах.

В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляются знания о временах года. Кроме этого проводятся игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа. В программе в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации  и обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Для решения этих задач рекомендуется проводить такие игры:

«Звуковые часы», «Какой звук потерялся?», «Кто назовет больше?», «Наоборот», «Закончи предложение», «Кузовок» и другие.

  Достаточно много игр используются в работе со старшими дошкольниками  для развития элементарных математических представлений. Это игры для развития знаний о форме:

«Найди такой же формы», «На что похоже?»,  «Каждую фигуру на свое место», «Найди свой значок», «Склеим чайник» и другие.

О величине:

«Большой – маленький», «Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд», «Что бывает широкое?» и другие.

  Для совершенствования знаний о количестве и счете детям предлагаются игры: «Найди соседей числа», «Что изменилось?», лото «На один меньше», «Числовая лесенка».

  В программе также выделены музыкально-дидактические игры.

На развитие звуковысотного восприятия: «Эхо», «Бубенчики».

На развитие динамического восприятия: «Охотники и зайцы», «Ребята и слонята».

На развитие ритмического восприятия: «Молоток», «Придумай свой ритм»

По итогам педагогической диагностики за 2013-2014 уч. год освоили программные задачи 95,6% детей. Я уверена, что дидактические игры во многом этому способствовали и намерена продолжать работу в данном направлении.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей»(согласно возрастной группе) ;

 2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, памятки, буклеты соответствующей тематики, организации совместных праздников.

Заключение.

 Работая над сенсорным развитием дошкольников, можно определенно сказать, что проблема эта очень злободневна. Игры - занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом.
Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко.
Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т.д. Так, исподволь формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Таким образом, роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.
 

Приложение

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

 СЕНТЯБРЬ.

 «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО «Дидактическая задача. Дать представление об изменении геометрических фигур. Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур.

 «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР»

Дидактическая задача. Научить детей последовательно осматривать расчлененную форму, выделять, называть и запоминать ее части, их пространственное расположение.

ОКТЯБРЬ.

«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ»

 Дидактическая задача. Научить самостоятельно, описывать расчлененную орнаментальную форму.

 «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ? »

Дидактическая задача. Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов.

 НОЯБРЬ.

 «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН».

 Дидактическая задача. Учить самостоятельно, проводить обследование предмета. «Покупатель» должен дать описание растения по форме и окраске цвета и листа, «продавец» - узнавать это растение.

«МЫ СОСТАВЛЯЕМ ПЕТРУШКУ»

 Дидактическая задача. Формировать у детей умение расчленять сложную форму предмета на элементы. В этой игре дети должны применять 3 типа прямоугольника, различающихся между собой по величине и пропорциям, - составлять фигуру петрушки из мазайки.

 ДЕКАБРЬ.

 «БЫСТРОЕ ВЫКЛАДЫВАНИЕ ФОРМ»

 Дидактическая задача. Упражнять в отработке и умению расчленять сложную форму.

 «НАЙДИ НА ОЩУП»

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.

 ЯНВАРЬ.

 «ПОДБЕРИ СЕБЕ СОСЕДА»

 Дидактическая задача. Упражнять детей в сопостановлении и обобщении предметов по цвету.

 «ПИРАМИДКА».

Дидактическая задача. Учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте

 ФЕВРАЛЬ.

 «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ».

Дидактическая задача. Знакомить детей с оттенками по цветовому тону.

 АППЛИКАЦИЯ «ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ»

Дидактическая задача. Закреплять представления дошкольников о светлотном ряде.

 МАРТ.

 «КАКОГО ЦВЕТА ПРЕДМЕТЫ В НАШЕЙ ГРУППЕ? »

Дидактическая задача. Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака.

 «ПАЛОЧКИ В РЯД»

 Дидактическая задача. Учить детей последовательному разложению в ряд элементов разной величины.

 АПРЕЛЬ.

 «СЛОМАННАЯ ЛЕСНИЦА»

Дидактическая задача.Учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины.

 «ТРИ ПОДРУШКИ»

 Дидактическая задача. Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящие между собой в таком же отношении по величине, как в образце.

 МАЙ.

 «КУПИМ КУКЛАМ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ»

 Дидактическая задача. Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.

ЛОТО «ФОРМА И ЦВЕТ»

 Дидактическая задача. Закрепить умение подбирать предметы по образцу, ориентируясь на соотношение признаков.

7 июня 2016 в 22:32

Прикреплённые файлы:

Документ: Отчет по самообразованию воспитателя Михайловой Анастасии

Описание файла:

Файл называется: otchet-po-samobrazovaniyu-2015_6u8ck.pptx

Это официальный файл организации «Персональный сайт воспитателя Михайловой Анастасии Тимофеевны», в нём содержится Отчет по самообразованию воспитателя Михайловой Анастасии.

Размер файла: 21,49 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.