Персональный сайт воспитателя Михайловой Анастасии Тимофеевны
Творческий отчет по самообразованию воспитателя Михайловой А.Т.Творческий отчет по самообразованию воспитателя подготовительной группы МБДОУ ДС ОВ № 41 ст. Смоленской МО Северский район Михайловой А.Т. на тему: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
В 2010 учебном году мною была взята тема по самообразованию « Сенсорное воспитание детей». Углубленная работа по этой теме способствовала разработке проекта «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста». Цель проекта: Целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий и представлений). Развитие творческой личности ребенка, стремящейся к познанию и исследованию окружающего мира. В настоящий момент продолжаю работу по данной теме. В 2014-2015 учебном году работаю на подготовительной группе. Учитывая, что в старшем дошкольном возрасте идет активная подготовка детей к школе мною были скорректированны задачи работы по развитию сенсорики с учетом возраста детей, уровня сформированности знаний по сенсорному воспитанию. Я немного сузила направление своей работы и назвала тему «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» Слайд №1. Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека. Слайд № 2. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Слайд № 3. Цель работы: Развитие и совершенствование сенсорных способностей дошкольников в процессе использования дидактических игр. Слайд № 4. В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
Слайд №5. Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие, технологии проблемного обучения, технологии ИКТ, игровые и экспериментальные. Слайд № 6. В работе применяю такие методы, как: динамические паузы, релаксация, психогимнастика для снятия утомления; пальчиковые игры; физкультминутки; дыхательная гимнастика; проблемные ситуации, опыты, эксперименты, моделирование, игровые ситуации. Слайды № 7, 8, 9, 10. В качестве средств сенсорного воспитания у детей старшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др. Слайд № 11, 12, 13, 14,15. Основной формой деятельности является дидактическая игра (игра с правилами).
Слайд № 16. В процессе педагогической деятельности использую игры и на непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни детей. Слайд № 17. Игра – это важнейшая форма деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Кроме того, в игре малыш быстрее и легче усваивает материал по исправлению речевых нарушений. Предложенные дидактические игры можно также использовать при работе с детьми младшего возраста на групповых и индивидуальных занятиях по постановке, автоматизации, дифференциации звуков. Слайд № 18. Я изготовила несколько дидактических игр по развитию речи, которые способствуют активному пополнению словаря, автоматизации звуков, закреплению умения делать звуковой анализ слов, составлять распространенные предложения, т.е. способствовать формированию грамматически правильной речи и т.д. Это игры «Чудесная рыбалка». Слайд № 19. И игра «Звуковая дорожка». Слайд № 20. Игры используются на непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Слайд № 21. «Веселая переменка». Слайд № 22. «Подготовка руки к письму». Слайды № 23, 24. «Развиваем моторику и речь». Слайд № 25. «Развиваем моторику, пространственное мышление». Слайд № 26. Вывод Итак, подводя общий итог на основании изучения психолого-педагогической литературы и собственных исследований, можно сказать, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. В дидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, развивает речь, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе. Слайд № 27. Спасибо за внимание. Слайд № 28. 2 июня 2016 в 17:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.