Персональный сайт воспитателя Михайловой Анастасии Тимофеевны

Творческий отчет по самообразованию воспитателя Михайловой А.Т.

 Творческий отчет по самообразованию  воспитателя подготовительной группы МБДОУ ДС ОВ № 41 ст. Смоленской МО Северский район  Михайловой А.Т.

на тему:

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»

 

В 2010 учебном году мною была взята тема по самообразованию « Сенсорное воспитание детей». Углубленная работа по этой теме способствовала разработке проекта «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Цель проекта:

Целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий и представлений). Развитие творческой личности ребенка, стремящейся к познанию и исследованию окружающего мира.

В настоящий момент продолжаю работу по данной теме.

В 2014-2015 учебном году работаю на подготовительной группе. Учитывая, что в старшем дошкольном возрасте идет активная подготовка детей к школе мною были скорректированны задачи работы по развитию сенсорики с учетом возраста детей, уровня сформированности знаний по сенсорному воспитанию. 

Я немного сузила направление своей работы и назвала тему «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»

Слайд №1.

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека.

Слайд № 2.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Слайд № 3.

 Цель работы: Развитие и совершенствование сенсорных способностей дошкольников в процессе использования дидактических игр.

Слайд № 4.

В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1.Совершенствовать знания  детей о сенсорных эталонах.
2.Развивать мелкую моторику рук ребенка, готовить руку к письму.
3.Создавать у детей эмоционально-положительное настроение.
4.Развивать интерес к продуктивной деятельности.
5.Активизировать в речи слова, обозначающие сенсорные эталоны, развивать речь.

Слайд №5.

Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие, технологии проблемного обучения, технологии ИКТ, игровые и экспериментальные.

Слайд № 6.

В работе применяю такие методы, как:  динамические паузы,  релаксация,  психогимнастика для снятия утомления; пальчиковые игры; физкультминутки; дыхательная гимнастика; проблемные ситуации, опыты, эксперименты, моделирование, игровые ситуации.

Слайды № 7, 8, 9, 10.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей  старшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Слайд № 11, 12, 13, 14,15.

 Основной формой деятельности является дидактическая игра (игра с правилами).

Использую следующие виды дидактических игр:
1) Настольно-печатные.
2) Словесные.
3) Музыкальные.

Обязательным элементом дидактических игр являются:
1) Познавательный вопрос, проблемная ситуация.
2) Выделение игровых задач.
3 )Наличие правил.
4) Действия играющих.
5) Подведение итогов игры.

Слайд № 16.

В процессе педагогической деятельности использую игры и на непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни детей.

Слайд № 17.

Игра – это важнейшая форма деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Кроме того, в игре малыш быстрее и легче усваивает материал по исправлению речевых нарушений. Предложенные дидактические игры можно также использовать при работе с детьми младшего возраста на групповых и индивидуальных занятиях по постановке, автоматизации, дифференциации звуков.

Слайд № 18.

 Я изготовила несколько  дидактических игр по развитию речи, которые способствуют активному пополнению словаря, автоматизации звуков, закреплению умения делать звуковой анализ слов, составлять распространенные предложения, т.е. способствовать формированию грамматически правильной речи и т.д. Это игры «Чудесная рыбалка».

Слайд № 19.

И игра «Звуковая дорожка».

Слайд № 20.

Игры  используются на непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Слайд № 21.

«Веселая переменка».

Слайд № 22.

«Подготовка руки к письму».

Слайды  № 23, 24.

«Развиваем моторику и речь».

Слайд  №  25.

«Развиваем моторику, пространственное мышление».

Слайд  №  26.

Вывод

Итак, подводя общий итог на основании изучения психолого-педагогической литературы и собственных исследований, можно сказать, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. В дидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, развивает речь, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Слайд № 27.

Спасибо за внимание.

Слайд № 28.

2 июня 2016 в 17:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.